Прямой эфир

"Скатывание к авторитаризму". The Independent написала о внесудебных расправах над СМИ в Украине

Размещено: 15.09.2021
Украинские СМИ. Фото: dw.com

Британская газета The Independent опубликовала статью "Нельзя позволять авторитаризму пустить корни, где бы он ни появлялся", в которой идет речь о внесудебных расправах над СМИ в Украине.

В статье упоминается закрытие Советом нацбезопасности без суда и следствия трех телеканалов, а также "Страны.ua".

Автором материала является известный российский экономист и публицист Владислав Иноземцев. Он известен своими оппозиционными взглядами в отношении российской власти (которую он критикует с либеральных позиций). Его статьи часто публикуют авторитетные издания в странах ЕС, в Великобритании и США.

В своей статье в The Independent Иноземцев напомнил, что с февраля 2021 года в Украине Совет национальной безопасности и обороны внес в санкционный список около ста человек. И что в настоящее время эти санкции применяются к трем депутатам Верховной Рады и нескольким СМИ, среди которых экономист выделил сайт "Страна.ua" с 24,5 миллионами посещений в месяц и три общенациональных телеканала ("112 Украина", Zik и NewsOne). 

По словам автора материала, все это происходит без решения суда или решения парламента: "санкции" не следуют за вердиктом суда - они фактически их заменяют.

 

"Но что отличает эту ситуацию от российской (в РФ ряд СМИ объявили иностранными агентами - Ред.), так это то, что в Украине телеканалы сразу отключают от вещательных сетей, а сайты блокируются провайдерами. Судебная защита по всем существующим делам оказывается неэффективной, как и в России: до сих пор ни одно подобное решение не было отменено судами", - пишет экономист.

Иноземцев также дает прогноз, к чему может привести эта ситуация с точки зрения свободы СМИ и потенциала авторитаризма.

"Я рассматриваю эти шаги как стремление президента Украины Владимира Зеленского усилить свою власть. Эта тенденция может и должна вызвать определенные опасения у союзников Украины", - считает Иноземцев.

Он упомянул специальную докладчицу ООН по вопросам свободы мнений Ирэн Хан, которая в июне выразила обеспокоенность по поводу давления на свободу в Украине. Также, накануне визита Зеленского в США, звучали призывы поднять тему свободы слова в Украине на его встрече с Джо Байденом. Но после этого не было никаких признаков того, что это было сделано.

 

Поскольку Украина остается союзником США и Европы в Восточной Европе, западные правительства должны предотвратить ее дальнейшее скатывание к авторитаризму, призывает Иноземцев.

"Если Запад не хочет, чтобы его усилия по преобразованию Украины провалились в ближайшие годы, ему следует внимательно следить за событиями. Недавняя история России представляет собой прекрасный пример того, что может произойти, если ценности и принципы начнут отходить на второй план", - резюмирует автор статьи.

Напомним, 2 февраля президент Владимир Зеленский подписал указ о применении санкций против телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK. Согласно указу, который вступил в силу с момента подписания, к телеканалам применены санкции на протяжении пяти лет. Это предусматривает блокировку вещания всех трех телеканалов. 

26 февраля журналисты незаконно закрытых президентом Владимиром Зеленским телеканалов объединились и создали новый телеканал – "Перший Незалежний". Учредителями нового медиа стала группа журналистов, ранее работавших на каналах "112 Украина", NewsOne и ZIK. Но буквально через час после начала вещания власть незаконно отключила телеканал от эфира

20 августа Совет национальной безопасности и обороны Украины ввел санкции против главного редактора "Страны" Игоря Гужвы. Также СНБО ввел санкции против Анатолия и Ольги Шарий. 

Накануне Нацрада заявила, что подаст иск об аннулировании лицензии канала "НАШ". Причина – выступление в его эфире лидера запрещенной в Украине Коммунистической партии Петра Симоненко, который якобы говорил разжигающие вражду фразы.

Ведущие европейские политики, международные и украинские эксперты и мировые СМИ раскритиковали указ Зеленского о прекращении работы телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZІК.

За восемь месяцев зарубежные СМИ опубликовали более 80 тысяч публикаций, посвященных травле украинскими властями оппозиции и независимых телеканалов.

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.