Прямой эфир

Журналисты закрытых каналов "UkrLive" и "Перший Незалежний" обратились к европейским политикам, чиновникам и журналистским организациям с просьбой повлиять на ситуацию со свободой слова в Украине

Размещено: 29.12.2021
UkrLive. Фото: 112ua.tv

Журналисты незаконно закрытых президентом Владимиром Зеленским телеканалов "UkrLive" и "Перший Незалежний" обратились с открытым письмом к мировому сообществу - европейским политикам, чиновникам и международным журналистским организациям - с просьбой повлиять на ситуацию со свободой слова и попыткой власти ввести цензуру в Украине. 

Письмо от сотрудников СМИ получили: Международная федерация журналистов, Международный институт прессы, генсек ООН Антониу Гуттериш, председатель Европейского совета Шарль Мишель, глава Freedom House Майкл Абрамовиц, представитель по вопросам СМИ в ОБСЕ Тереза Рибейро, временно поверенная в делах США в Украине Кристина Квин, чрезвычайный и полномочный посол Федеративной Республики Германии Анти Фельдгузен, министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг, член Сената Франции Жан-Луи Массон, министр Европы и иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес, министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо, федеральный канцлер Германии Олаф Шольц, министр иностранных дел Швеции Анн Линде, заместитель председателя подкомитета по правам человека Европейского Парламента по иностранным делам Ханна Нойманн, министр иностранных дел Бельгии Софи Уилмс. 

Журналисты обратили внимание мировых лидеров и общественных организаций на то, что Зеленский вновь использует СНБО в собственных целях, как это ранее уже было с телеканалами "112 Украина", NEWSONE и ZIK - их закрыли по решению Совета без соответствующего судебного разбирательства. Таким образом действующая власть показала, что нелояльные к ней СМИ это ее главный враг, которого нужно устранить любым способом. 

Также мировому сообществу напомнили и о том, что "112 Украина", NEWSONE и ZIK, "UkrLive" и "Перший Незалежний" не единственные жертвы действующего режима Зеленского. Ведь власть всеми способами пытается влиять на работу государственного телеканала "ДОМ", общественного вещателя "UA: Первый", телеканалов "НАШ", "Эспрессо", "Прямой", "Украина" и "Украина 24", интернет-изданий "Страна.ua" и "Шарий.net". 

Ниже приводим текст письма:

Прежде всего позвольте выразить вам свое уважение и благодарность за вашу открытость в коммуникациях. 

Пользуясь случаем обращаемся к Вам с просьбой донести до соответствующих европейских и мировых институтов информацию о катастрофической ситуации, которая сложилась со свободой слова в Украине.

Сегодня мы получили новое доказательство того, что украинская власть рассматривает нелояльные СМИ как своего главного врага и не оставляет практику прямого вмешательства в редакционную политику и физическое устранение СМИ, которые не боятся говорить правду о ее деятельности.

Очередной жертвой украинской власти стали телеканалы "UkrLive" и "Перший Незалежний", вещание которых было прекращено уже через считанные недели после выхода в эфир. Напомним, что "UkrLive"объединил журналистов, которые составляли творческие коллективы телеканалов "112 Украина", NEWSONE и ZIK, которые в феврале 2021 года были незаконно закрыты во внесудебном порядке и с грубым нарушением украинского законодательства, а также норм международного права. Первая попытка творческих коллективов восстановить вещание под логотипом "Перший Незалежний" привела к очередному нарушению законодательства украинской властью – вещание канала было прекращено обычным письмом заместителя председателя Службы безопасности Украины – без суда и возможности для журналистов отстоять свои права. Вторая попытка выйти в эфир как телеканал "UkrLive" привела к такому же результату.

Особенно цинично репрессии со стороны украинской власти выглядят на фоне недавней судебной победы "Першого Незалежного" - ведь решение власти снова использовать Совет национальной безопасности и обороны для наложения незаконных санкций было принято сразу после того, как телеканал "Перший Незалежний" добился судебного решения в свою пользу и возобновил спутниковое вещание по решению Хозяйственного суда города Киева.

В связи с этим, Фонд защиты свободы слова и коллективы незаконно закрытых СМИ выражают категорическое несогласие с действиями украинской власти и в очередной раз обращаются к международному сообществу с просьбой о помощи.

Позвольте более подробно напомнить вам о главных фактах борьбы украинской власти с инакомыслием в СМИ, которые имели место в последние месяцы:

В начале февраля 2021 года украинские власти запретили трансляцию трех ведущих информационных телеканалов - "112 Украина", NEWSONE и ZIK. Это было сделано с грубым нарушением принципа верховенства права и во внесудебном порядке (поскольку лишение СМИ лицензий возможно только по решению суда, а не по решению Совета национальной безопасности и обороны).

28 февраля власти отключили от эфира телеканал "Перший Незалежний", который объединил журналистов трех упомянутых телеканалов.

Также сообщалось о том, что окружение президента требовало от владельцев телеканалов "НАШ" и "Эспрессо" продать эти ресурсы. После отказа телеканала "НАШ", ему ограничили лицензию на вещание.

Систематическому преследованию и давлению на журналистов подвергается телеканал "Прямой", а телеканал "КРТ" был вообще лишен лицензии.

Украинский общественный вещатель-телеканал "UA: Первый" - обвинил Офис Президента Украины в том, что последний "давно и жестко контролирует присутствие депутатов от "Слуги народа" в эфире", а кроме того "выдвигает условия редакциям телеканала" и "ставит ультиматумы относительно присутствия народных депутатов". По мнению телеканала "UA: Первый", такие действия офиса президента являются " угрозой для свободы слова и независимой журналистики в целом".

Бывшие сотрудники другого государственного телеканала "ДОМ" заявили о цензуре со стороны Офиса Президента Украины, который требовал максимально увеличить количество позитивных новостей о президенте, заниматься пиаром его инициатив и отказаться от использования определенных слов и высказываний во время подготовки новостей.

Также в список СМИ, которые пострадали от действующей власти, едва не попало "Радио "Свобода", и лишь значительный общественный резонанс заставил власти отказаться от выгораживания председателя правления "Укрэксимбанка" Евгения Мецгера и его сотрудников, которые напали на съемочную группу программы "Схемы".

Депутаты от пропрезидентской политической силы отказались посещать эфиры на телеканалах "Украина" и "Украина 24" сразу после того, как один из известных лидеров мнения жестко раскритиковал деятельность Владимира Зеленского.

На пресс-конференцию по случаю экватора пребывания Зеленского на посту Президента были приглашены только наиболее лояльные к президенту СМИ, чего никогда не случалось раньше, но даже это не уберегло Зеленского от серии очень болезненных вопросов в отношении установления мира в Украине, экономической политики властей и крупных скандалов с его участием (Pandora papers, Вагнергейт).

Кроме телевизионных каналов украинская власть начала борьбу и против популярных интернет-СМИ, которые решаются писать правду о ее деятельности. В частности, была приостановлена деятельность вебсайтов "Страна.ua" и "Шарий.net", которые  ежедневно посещали десятки тысяч украинцев. Таким образом, власть лишила граждан Украины права на достоверную, качественную и беспристрастную информацию о событиях, непосредственно касающихся их жизни и благосостояния. 

Деятельность действующей украинской власти свидетельствует о том, что давление на СМИ имеет признаки системности и уже превратилось в государственную политику. Каждое медиа, которое осмеливается говорить об офшорах президента, коррупции, катастрофической ситуации в борьбе с COVID-19, сразу попадает под репрессии власти.

Несмотря на призывы представителей ООН, ОБСЕ, международных правозащитных организаций, европейских политиков и медиа-экспертов прекратить давление на свободу слова и преследования журналистов, украинские СМИ продолжают испытывать давление со стороны власти. Поэтому мы считаем, что ситуация со свободой слова в Украине требует срочного осуждения со стороны мирового сообщества.

Учитывая приведенные факты, просим Вас высказать свою позицию относительно ситуации, которая сложилась со свободой слова в Украине.

С уважением,

Творческие коллективы незаконно закрытых СМИ

Напомним, 28 декабря президент Украины Владимир Зеленский подписал санкции против двух украинских телеканалов - "Перший Незалежний" и UkrLive. Всего в 2021 году Зеленский закрыл пять телеканалов.

Владелец телеканала UkrLive и глава парламентского комитета по свободе слова Нестор Шуфрич заявил, что закрытие телеканала UkrLive вскоре после первого выхода в эфир и телеканала "Перший Незалежний" после судебной победы и восстановления спутникового вещания - это очередное циничное и беззаконное внесудебное решение от Совета национальной безопасности и обороны, направленное на установление цензуры в Украине. Подобные действия нельзя объяснить иначе, ведь телеканалы не нарушили ни одного закона, а в случае "Первого Независимого" - наоборот добились справедливого судебного решения, которое доказало незаконность прежних решений СНБО. Телеканалы были закрыты только потому, что так захотелось людям, занимающим высокие посты. 

В свою очередь председатель наблюдательного совета Фонда защиты свободы слова Анна Герман подчеркнула, что Владимир Зеленский продолжает гробить независимую журналистику. Но это его не спасет от скорого и окончательного краха. Потому что в оппозиции к нему уже не только независимые телеканалы и сайты. В оппозиции к провальной политике нынешней власти - вся Украина.

В "Оппозиционной платформе - За жизнь" отреагировали на произошедшее и заявили, что это решение призвано уничтожить телеканалы "Перший Незалежний" и UkrLive, а также медиахолдинг "Новости", который был учрежден журналистами закрытых Зеленским телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK.

На фоне закрытия двух телеканалов народный депутат от ОПЗЖ Ренат Кузьмин посоветовал Зеленскому объявить мобилизацию в армию женщин - журналисток закрытых телеканалов. А его коллега Василий Нимченко заявил, что решение СНБО о прекращении вещания телеканалов UkrLive и "Перший Незалежний" является признаком информационного рейдерства и узурпации власти, которая уже перешла на уровень диктатуры.

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.