Прямой эфир

В ООН заявили о несоответствии санкций Киева в отношении СМИ стандартам прав и свобод

Размещено: 06.10.2021
ООН. Фото: radiosvoboda.org

Санкции властей Украины, приведшие к закрытию трех телеканалов, а также ограничения, введенные на доступ к интернет-изданиям, не соответствуют международным стандартам свободы выражения мнения. Об этом заявила во вторник в Женеве заместитель верховного комиссара ООН по правам человека Нада Аль-Нашиф.

Представляя очередной, 32-й, доклад о ситуации на Украине на сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ), она напомнила, что "санкции правительства, введенные в феврале и августе, привели к закрытию трех телеканалов и ограничениям общественного доступа к медийным онлайн-изданиям". Как подчеркнула Аль-Нашиф, Управление верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) "обеспокоено тем, что эти решения о санкциях не соответствуют международным стандартам, касающимся права на свободу выражения мнения, так они не были приняты независимым органом". Кроме того, введенные ограничения "не продемонстрировали, что отвечают требованиям необходимости и пропорциональности".

Представленный на сессии доклад УВКПЧ по Украине охватывает период с 1 февраля по 31 июля 2021 года. По словам Аль-Нашиф, за это время было "задокументировано 22 случая угроз и нападений на журналистов и других работников СМИ, правозащитников, активистов защиты окружающей среды, людей ЛГБТИ и тех, кто их поддерживает, а также представителей национальных меньшинств". "Ненавистнические высказывания были направлены против ромов, лиц ЛГБТИ, женщин, лиц с инвалидностью, а также людей, которые воспринимаются как имеющие пророссийские взгляды", - сказала заместитель верховного комиссара ООН. "Настоятельно необходимо, чтобы власти эффективно расследовали каждый такой инцидент", - резюмировала она.

Санкции властей

В феврале президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о применении к телеканалам "112 Украина", NewsOne и ZIK и к их владельцу депутату от "Оппозиционной платформы - За жизнь" (ОПЗЖ) Тарасу Козаку санкций сроком на пять лет. Они предполагают "аннулирование или приостановление лицензий и прекращение предоставления услуг по ретрансляции и распространению телепрограмм". Телеканалы заявили, что считают указ политической расправой, а партия ОПЗЖ назвала его актом узурпации власти. После закрытия каналов журналисты создали новый телеканал "Перший Незалежний", который начал вещание 26 февраля. Однако по указанию властей через час после начала эфира провайдеры отключили его эфирное вещание, несмотря на ранее достигнутые соглашения о сотрудничестве.

20 августа секретарь СНБО Украины Алексей Данилов сообщил по итогам заседания ведомства о введении санкций против главного редактора интернет-издания "Страна.ua" Игоря Гужвы, компаний - издателей "Страны.ua", блогера и журналиста Анатолия Шария, его жены Ольги и еще нескольких человек. Данилов заявил, что они якобы занимались "противоправной деятельностью на территории Украины".

Напомним, в понедельник, 27 сентября, стартовала очередная сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы, где работали журналисты "Першого Незалежного" и информировали ее участников о незаконных действиях украинских властей в отношении независимых медиа, таких как "112 Украина", NEWSONE, ZIK, "Перший Незалежний", а также изданий "Страна.uа" и "Шарий.net". В рамках заседания Ассамблеи журналисты передали сотням европейских политиков, в частности, евродепутатам, делегатам ПАСЕ, работникам МИД, европейским политикам, министрам и чиновникам разных стран письма, а также брошюры, где подробно рассказали о давлении на свободу слова в Украине.

2 февраля президент Владимир Зеленский подписал указ о применении санкций против телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK. Согласно указу, который вступил в силу с момента подписания, к телеканалам применены санкции на протяжении пяти лет. Это предусматривает блокировку вещания всех трех телеканалов. 

26 февраля журналисты незаконно закрытых президентом Владимиром Зеленским телеканалов объединились и создали новый телеканал – "Перший Незалежний". Учредителями нового медиа стала группа журналистов, ранее работавших на каналах "112 Украина", NewsOne и ZIK. Но буквально через час после начала вещания власть незаконно отключила телеканал от эфира

Экс-владелец телеканала "Перший Незалежний" Роман Любицкий распространил лживое заявление о том, что не имеет отношения к продаже телеканала Медиахолдингу "НОВОСТИ". Заявление Любицкого не соответсвует действительности, так как от его имени действовал уполномоченный им представитель, а сам Любицкий получил оплату за продажу телеканала "Перший Незалежний".

20 августа были введены санкции против главного редактора интернет-издания "Страна.ua" Игоря Гужвы, компаний – издателей "Страны.ua", блогера и журналиста Анатолия Шария, его жены Ольги. В результате были заблокированы издания "Страна.ua" и "Шарий.net". 

Ведущие европейские политики, международные и украинские эксперты и мировые СМИ раскритиковали указ Зеленского о прекращении работы телеканалов "112 Украина", NewsOne и Zik.

В связи с незаконными действиями власти журналисты обратились к государственному секретарю США Энтони Блинкену относительно введения тотальной цензуры и серьезной угрозе свободе информации в Украине, направили открытые письма европейскому комиссару по вопросам расширения и политики добрососедства с 2010 по 2014 год Штефану Фюле и экс-президенту Польши Александру КвасьневскомуГенеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу, Верховному комиссару ООН по правам человека Мишель Бачелет, Специальному докладчику ООН по вопросам поощрения и защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение Ирен Хан и пресс-секретарю Управления ООН по правам человека Марте Хуртадо. А Совет Европы порекомендовал журналистам незаконно закрытого канала "Перший Незалежний" обратиться в Европейский суд по правам человека  в связи с ограничением свободы слова в Украине.

Также коллективы медиа, незаконно закрытых украинской властью в лице президента Владимира Зеленского, встретились с Секретарем Сената, вице-президентом Комитета иностранных дел, обороны и вооруженных сил Жоэлем Геррио, а также вице-президентом Комиссии по конституционному законодательству, законодательству, всеобщему избирательному праву, регламенту и общему управлению Сената Франции Натали Гуле. В ходе встречи представители СМИ проинформировали сенаторов о катастрофической ситуации со свободой слова в Украине.

Помимо этого сотрудники незаконно закрытых украинской властью телеканалов "112 Украина", NEWSONE, ZIK, а также "Перший Незалежний", который был закрыт по письму заместителя главы СБУ без суда, и сайтов "Страна.ua" и "Шарий.net" пришли на форум Ялтинской европейской стратегии в формате YES Brainstorming 2021, который стартовал 10 сентября в Киеве, чтобы рассказать о ситуации со свободой слова в Украине.

Журналисты закрытых СМИ обратились с письмом к делегатам ПАСЕ, где рассказали о давлении власти на независимые медиа в Украине и попросили дать свою оценку. Поддержал их и Фонд защиты свободы слова в Украине, глава которого направила письмо президенту США Джо Байдену в связи с преследованием властью независимых медиа в Украине. 

За последние месяцы мировые СМИ, европейские политики и эксперты опубликовали 96,9 тысяч материалов, посвященных травле украинскими властями оппозиции и независимых телеканалов.

Источник: tass.ru

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.